Автор статьи: Преподаватель по классу скрипки ХРАМОВА И.Н.

1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Опыт педагогической работы убеждает, что необходимой предпосылкой в воспитании волевых качеств у детей является организация режима дня.

Среди детей, обучающихся в музыкальной школе по классу скрипки, был мальчик, наиболее одаренный из всей группы по своим музыкальным данным. Но ребенок отличался также и своей крайней неорганизованностью и недисциплинированностью. В группе полагалось каждому ребенку в начале занятий вручить специальную тетрадь, где был обозначен точный распорядок его дня. Казалось бы, что этому ребенку раньше всех других должен был быть предписан соответствующий «режим». Однако мы поступили иначе. Раньше всех режим был назначен двум девочкам, которые, кстати сказать, меньше всего в этом нуждались, а затем и другим детям, что стало очень беспокоить мальчика. Он интересовался, когда же и до него дойдет очередь. Почему «девчонки уже получили, а он не получает?» Заметив это беспокойство, педагог поговорил с ним по-деловому, объяснив, что к нему нет достаточного доверия, так как поведение его в классе и дома вызывает сомнение: а в состоянии ли он будет выполнять режим? Ведь режим – это что-то очень значительное! И тот, кому назначается режим, должен выполнять его неукоснительно. Вскоре мальчик стал неузнаваем: прекрасно вел себя на уроках, очень хорошо занимался, совершенно преобразился дома. Мальчик добивался назначения ему «режима», мечтал о нем и был счастлив, когда наконец получил его.

2. ВОСПИТАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ АКТОВ

Задачей большой сложности для педагога, особенно на первоначальном этапе обучения игре на скрипке, является воспитание психомоторных навыков, которые приобретаются учеником за счет развития его внимания.

1) Правильное движение рук – левой у грифа скрипки и правой со смычком может быть автоматизировано, то есть превратиться в прочно усвоенный навык, только при условии мобилизации внимания ребенка во время привития ему этого навыка.

Так на первом уроке ребенок получает сведения о том, как расположить пальцы на смычке, как держать смычок. Быстрое освоение этого навыка обеспечивается приемом, который можно назвать «переключение ученика в учителя» — как только ребенок ознакомится с расположением пальцев на смычке, педагог предлагает ему поменяться ролями. Ученик становится учителем, а сам педагог учеником. «Учитель» объясняет «ученику» как расположить пальцы на смычке, отмечает и исправляет неправильное положение то одного, то другого пальца. Чтобы найти ошибки, маленький скрипач должен сознательно направить свое внимание на определенный предмет; он должен задержать свое внимание на этом предмете в течение определенного отрезка времени, чтобы найти и определить ошибку. Воспринимая этот процесс как игру, ребенку легко и интересно задерживать свое внимание на данном предмете, добиваясь при этом значительных осознанных результатов.

2) Освоение навыка «ведения смычка по ровной линии» по открытой струне. Для этого используется групповой метод работы в классе. Один из учеников (по очереди) становится «ассистентом». «Ассистент» вместе с педагогом наблюдает за товарищем во время его занятий на уроке и отмечает его ошибки. «Ассистент» должен следить за несколькими объектами одновременно: за обеими руками играющего, за отдельными частями рук, за корпусом, головой, ногами играющего, за правильным ведением смычка по ровной линии и за звучанием. Этот вид внимания –распределенное внимание– представляет собой особые трудности для детей, так как, по мнению психологов, этот вид внимания несвойствен детям и развивается обычно в результате длительной тренировки с применением волевых усилий, а также педагогического воздействия. Однако именно с этим видом внимания связано обучение на скрипке, особенно на первоначальном его этапе.

3) Маленький скрипач уже не только «водит» смычком по струнам, но уже начинает «играть». На этом этапе «ассистент» должен следить не только за правильными движениями, но и за качеством игры товарища – за интонацией, звучанием, ритмом и т.д. В поле внимания «ассистента» включаются одновременно не только зрительные, но и звуковые восприятия.

Самому же маленькому исполнителю нужно следить не только за вышеперечисленными моментами, но и за точностью мышечных ощущений.

4) Знакомство с нотным станом и освоение его – обязательное условие для любого начинающего музыканта. Как только ребенок начинает вести смычком по открытым струнам, он знакомится последовательно с их нотным обозначением. Целесообразно предложить ребенку найти и подчеркнуть поочередно эти ноты на каком-нибудь печатном материале. При этом один из учеников получает задание найти ноту ля и подчеркнуть ее крестиком. Второй ученик – «инспектор», который должен проверить задание первого ученика и найти пропущенные им ноты. Второе упражнение – нужно подчеркнуть ноту ля крестиком, а ноту ре ноликом. Далее, подчеркнуть три ноты и все с соответствующими различными значками, а затем и четыре ноты – ля, ре, соль, ми.

5) «Ведение смычка по ровной линии» — сложный навык, связанный с длительной и терпеливой работой, которую ребенок обычно не хочет выполнять. После того, как в репертуаре учебного материала педагога появилась обработанная в виде пьесы тема из Закарпатской сюиты композитора Гомоляки, картина изменилась. Пьеса эта очень доходчива, и исполнение ее является для детей чрезвычайно заманчивым. Цель обучения ясна – ребенок хочет достичь ее: «играть Гомоляку». И эта цель воздействует на детей и стимулирует их к занятиям. Для того, чтобы «играть Гомоляку», дети с большим упорством, вниманием и терпением работают над «ведением смычка по ровной линии», проявляя при этом большую настойчивость и волю к победе — активное стремление достичь цели. Удача и успех вызывают новый прилив энергии и работоспособности, что стимулирует их к дальнейшей работе.

Вышеприведенные приемы способствуют не только дисциплине и организации внимания и волевых качеств учеников. Отмечая недостатки товарища, маленький скрипач получает конкретные понятия о том, что «плохо» и что «хорошо», то есть он начинает сознательно относиться к игре, ее качеству, тем самым воспитывая волевой подход к своим занятиям.

Большинство детей бывает невнимательными потому, что не знает, что значит быть внимательным, и что следует для этого делать. Прием с «ассистентом» дает ребенку конкретное пояснение: «вот так, как ты следишь за товарищем во время игры, так ты должен следить и за собой; так, как ты отмечаешь его ошибки, так отмечай и свои».

Вопрос о воспитании внимания и других волевых качеств, способствующих развитию психомоторных актов музыканта – дело большой значимости. Своевременная и планомерно проведенная организация внимания имеет подчас решающее значение в продвижении маленького музыканта. Также в воспитании волевых качеств немалую роль играет правильно поставленная педагогом цель занятий на данном этапе обучения.

Предложенные методы и приемы по линии воспитания и развития волевых качеств и психомоторных актов у начинающего скрипача связаны с организацией групповых занятий на ранней стадии обучения, что создает хорошие условия для развития этих качеств, обеспечивает здоровое чувство соревнования и способствует быстрому продвижению учеников.