Смычковые инструменты были известны народам всех континентов задолго до появления скрипки. Одним из самых ранних смычковых инструментов считают индийский инструмент РАВАНАСТР. В средневековой Европе в руках бродячих музыкантов-менестрелей можно было увидеть ФИДЕЛИ и РЕБЕКИ – миниатюрных размеров смычковые инструменты. В Ирландии и Шотландии бытовал трехструнный инструмент – КРОТТА. Смычковые инструменты были известны и в древней Руси.

Любимым смычковым инструментом средневековья, эпохи Возрождения была ВИОЛА. Формой корпуса, количеством струн, тихим звуком виолы отличались от современных смычковых  инструментов. Семейство виол было многочисленно: оно включало в себя различных размеров ВИОЛЫ ДА ГАМБА (ножные виолы), ВИОЛЫ ДА БРАЧЧО (ручные виолы), ВИОЛЫ Д`АМУР (любовные виолы) и др.

И только в XVI веке встречаются первые упоминание о СКРИПКЕ. Ученые до сих пор спорят и расходятся во мнении о том, от какого инструмента произошла скрипка: одни полагают, что ее предком была ВИОЛА, другие – ЛИРА ДА БРАЧЧО (инструмент группы лир).

Первые СКРИПКИ появились во Франции и Италии в начале XVIII века. Вскоре искусство их изготовления широко распространялись по всей Европе: скрипки стали делать в Вене, в Тироле, в Саксонии, в Голландии, в Англии. Но лучшими скрипками славилась  два итальянских города: Брешия и Кремона.

Основателями Брешианской школы в Ломбардии были ГАСПАРО БЕРТОЛОТТИ и ПАОЛО МАДЖИНИ – ее расцвет падает на вторую половину XVI – начало XVII века. Родоначальником скрипичной школы в Кремоне был АНДРЕА АМАТИ. Возникнув одновременно с Брешианской, Кремонская школа на протяжении двухсот лет давала миру выдающихся скрипичных мастеров: внук Андреа Амати – НИККОЛО АМАТИ, АНДРЕА ГВАРНЕРИ и его сыновья, а также его племянник ДЖУЗЕППЕ ГВАРНЕРИ. И, наконец, ученик Никколо Амати, величайший из великих – АНТОНИО СТРАДИВАРИ.

АНТОНИО СТРАДИВАРИ был гениально одаренным и трудолюбивым мастером. Его именем подписано более 1000 превосходных по качеству и по изяществу формы инструментов. Среди них не только скрипки, но и альты, виолончели, контрабасы, а также лютни и гитары. Его скрипкам часто давали имена : «РОДЕ», «ДОФИН», «РАССВЕТ», «ЛЕБЕДЬ». Из 11 детей А.Страдивари только двое унаследовали его профессию. У него были ученики, но именно Страдивари стал последним представителем итальянских скрипичных мастеров. В России изготовлением своих скрипок прославился крепостной мастер ИВАН БАТОВ. Форма скрипки определилась еще в XVI веке и с тех пор менялась лишь в деталях, характер же звука изменился мало. Скрипки, сделанные в Брешии, отличалась суровым, глуховатым тоном, Кремонские – серебристым, но слабым звуком. Скрипки Страдивари соединили в себе нежность и насыщенность тона.

Диапазон скрипки очень велик: от «СОЛЬ» малой октавы до «МИ» четвертой. Впрочем, верхняя граница диапазона зависит от искусства скрипача. Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам. Каждая струна имеет свою окраску. Технические возможности скрипки огромны. Она – самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Приемы игры на скрипке росли вместе с искусством отдельных виртуозов. ВИТАЛИ, КОРЕЛЛИ, ТОРЕЛЛИ в XVIII веке, а позже ТАРТИНИ, ВИОТТИ, ШПОР, ВЬЕТАН, БЕРИО, ВЕНЯВСКИЙ, САРАСАТЕ, КРЕЙЦЕР, ИЗАИ и многие другие выдающиеся скрипачи совершенствовали своими открытиями искусство скрипичной игры. Особенно сильно расширил возможности скрипки НИККОЛО ПАГАНИНИ. Он ввел ряд приемов игры, которые до него вообще не существовали, а если и применялись отдельными виртуозами, то казались фокусничеством. Его любимым приемом была игра на одной струне «Соль». Свидетельством тому могут служить знаменитые вариации Паганини на темы из оперы Россини «Моисей», написанные для одной струны. Но, конечно, то, что доступно великим солистам, не всегда может быть выполнено массой оркестрантов. Отдельные достижения виртуозов постепенно проникали и в оркестр. И то, что казалось невозможным 100 лет назад, стало рядовым явлением в наше время.

На инструментах, созданных руками великих итальянских мастеров, играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира. На одной из скрипок ДЖУЗЕППЕ ГВАРНЕРИ, прозванного «ДЕЛЬ ДЖЕЗУ», играл НИККОЛО ПАГАНИНИ. В ХХ веке произведения Н.Паганини исполнялись такими замечательными виртуозами, как ЛЕОНИД КОГАН  и ДАВИД ОЙСТРАХ.

Также советское и российское скрипичное искусство прославили выдающиеся музыканты: Павел Коган, Игорь Ойстрах, Андрей Корсаков, Эдуард Грач, Сергей Стадлер, Олег Крыса, Гидон Кремер, Виктор Пикайзен, Владимир Спиваков и многие другие замечательные скрипачи.

 

Подготовлено Храмовой И.Н. по материалам книги «Беседы об оркестре»